Китайская садовая архитектура: стили, классификация, история

Традиционная китайская садовая архитектура в реальном смысле впервые появилась во времена династии Тан где-то между 618 и 907 годами нашей эры. В эту эпоху строительство красивой архитектуры превратилось в искусственные холмы, бассейны и фонтаны. Шло время, и мастера становились все более опытными, и эта рукотворная красота смогла удачно слиться с красотой природного окружения.

Сад мастера сетей, Сучжоу
Сад мастера сетей, Сучжоу
Больше фотографий

Династия Мин (1368 г. н.э. – 1644 г. н.э.), за которой последовала династия Цин (1644 г. н.э. – 1911 г. н.э.), стала свидетелем расцвета китайской садовой архитектуры. Особенно во времена династии Цин императоры собирали искусных мастеров со всей страны для создания еще более сложных садов. Сады в этот период больше не были просто местом для развлечения, но также служили местами, где могли проходить более формальные церемонии, такие как проведение двора, проведение банкетов, продолжение учебы, постановка театральных действий и предоставление места, где люди могли поклоняться.

классификация

В зависимости от своего географического положения китайские сады могут различаться. Вообще говоря, их можно разделить на две группы: архитектуру императорского сада на севере Китая и архитектуру частного сада на юге Китая. Императорские сады примечательны своими грандиозными размерами, роскошными зданиями и изысканным убранством.

Северный Императорский сад

Летний дворец, Пекин
Снимки Летний дворец
Видео Летнего Дворца

Имея материальные ресурсы и щедрую финансовую поддержку в сочетании с высшей властью, императоры могли строить Императорские сады с почти неограниченной расточительностью. Дизайнеры сделали акцент на гармоничном единстве архитектуры с природой, что способствовало решению обустроить множество садов в живописных горных районах. В северном Китае Пекин является одним из самых известных районов с этими прекрасными садами. Летний дворец и Старый Летний дворец (руины Юаньминъюань) являются типичными примерами этого периода. Мягкое журчание ручейков извивается по изящным дворцам, павильонам, платформам и мостам. Большие озера, мерцающие в лучах раннего утреннего или вечернего солнца, где рыба восхитительно плавает в ряске и из нее, дополняют невероятную красоту приятных окрестностей. Когда кто-то сталкивается со всей этой прекрасной архитектурой, легко оценить мастерство высокого уровня, которое было использовано при строительстве этих великолепных садов.

Читайте также:
Ремонт чердака - Руководство по планированию - Боб Вила

Южный частный сад

Сад скромного администратора, Сучжоу
Больше картинок

Сады на юге меньше, но не менее изысканны. Территория Южного Китая, хотя и богата водными ресурсами, несколько ограничена в площади земли, которую можно было бы использовать для частных садов. В результате этих явлений владельцы оказались в положении, когда они искусно и ловко построили свои частные сады в соответствии со своими личными вкусами. Южные сады проще и элегантнее, как застенчивая девушка, ждущая, когда вы снимете с нее вуаль. Дизайнеры также хорошо подобрали такие цвета, как темно-серая черепица для покрытия крыш домов, а стены были окрашены в белый цвет. Деревянные колонны были окрашены в темно-коричневый или зеленовато-черный цвет, который гармонировал с мостами, павильонами и коридорами, построенными из природного камня. Весь пейзаж создает спокойную и приятную атмосферу. Знаменитые сады этого типа популярны в провинции Цзянсу. Некоторые из наиболее примечательных – Сад Мастера Сетей, Сад Ли, Павильон Голубой Волны, Львиная Роща, Сад для медлительности и Сад скромного администратора.

Другие виды садовой архитектуры включают монастырские сады, расположенные в храмах, символизирующие своего рода духовный мир и гармонию. Примером этого может служить горный курорт Чэндэ (Бишу Шаньчжуан), построенный в больших масштабах и хорошо сочетающийся с горным пейзажем.

История китайских садов

Китайские сады являются важной частью истории Китая. Дизайн сада шел рука об руку с философскими тенденциями каждой эпохи. Пять тысяч лет садоводства породили одни из самых удивительных и прекрасных парадигм того, каким может быть сад.

Несколько династических периодов добавили новый взгляд на сады, поскольку концепция утвердилась как важная часть резиденции императора или чиновника.

ИСТОРИЯ:

Скромный сад администраторов

Примеры таких выдающихся достижений есть в разных местах Китая, и все они заслуживают внимания. Пять тысяч лет опыта в строительстве садов значительны, и династии Шан (1600–1046 до н.э.) и Чжоу (1045–256 до н.э.) положили начало садоводству как функциональному и визуально привлекательному дополнению к обители императора.

Сады предназначались для содержания животных, используемых для охоты, и для ограждения внешнего участка земли для императора. После династии Хань (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.) сады были местом, где император мог отдохнуть и восстановить силы. Тогда сад назывался юань (园 /Ивен/). Императорский сад, Линь Юань, добавил здания и стал для императора убежищем, похожим на виллу.

Читайте также:
6 лучших аккумуляторных газонокосилок 2022 года | Ель

Сад Линь был украшен маленькими дворцами, павильонами и комнатами на маленьких островках в пруду, а для украшения были добавлены растения. Этот метод развития сада приписывают династиям Цинь (221–206 до н.э.) и Хань.

Династия Вэй (220–265) добавила новый поворот, предложив реки и горы для стиля, чтобы привнести больше качеств природы. Высшие классы путешествовали к рекам и горам ради удовольствия, и им нравилось новое название сада — «сад с естественными горами и реками».

Вклад династий Суй (581–618) и Тан (618–907) в классическое садоводство заключался в том, чтобы привнести в сад грани искусства и литературы. Описания и картины были тщательно скопированы, чтобы создать сады, точно такие же, как те, которые видели или о которых читали. Затем сад был переименован в «сад, имитирующий горы и реки».

Следуя в том же духе, династии Сун (960–1279) и Юань (1271–1368) пошли еще дальше. Писатели и художники принимали активное участие в садовом дизайне. Скалы располагались в местах, более подходящих для удовольствия императора.

Император Канси из династии Мин (1386–1644) и император Цяньлун из династии Цин (1644–1911) снова сосредоточили внимание на строительных конструкциях в саду, но специально для улучшения внешнего вида. Здания были добавлены исключительно для создания приятных или ярких пейзажей. Королевский сад развивался со временем и менялся вкусами на протяжении веков и вдохновлял сады в других районах Китая.

ЗНАМЕНИТЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ САДЫ КИТАЯ

Летний дворец

Сад Летнего дворца в районе Хайдянь, к северо-западу от центра Пекина, является наиболее хорошо сохранившимся императорским садом в мире. Это крупнейший в своем роде из существующих в современном Китае.

Истоки сада возникли из-за потребности в прохладных бризах жарким летом. Императорская семья хотела спастись от жары обнесенного стеной Запретного города, поэтому в саду разместили просторные павильоны. Вдовствующая императрица Цыси на какое-то время сделала Летний дворец своей постоянной резиденцией, порождая истории о «расточительности и излишествах».

Горный курорт Чэндэ, примерно в ста милях к северо-востоку от Пекина, был построен в 1703 году и закончен восемьдесят девять лет спустя. Примерно 245 акров, это вдвое больше, чем сад Летнего дворца. Он ассимилирует традиции с современными практиками, чтобы не иметь себе равных в знаниях о садах.

Читайте также:
Ванная в стиле прованс — особенности стиля и идеи обустройства ванной в стиле прованс — SanSwiss

Сад скромного администратора династии Мин был основан в 1509 году и считается «матерью китайских садов». Это один из четырех самых известных садов Китая. Он имеет все необходимые садовые качества и может похвастаться прудом с утками-мандаринками. Это и другие объекты всемирного культурного наследия, обозначенные ЮНЕСКО.

Затяжной сад

Затянувшийся сад, построенный по заказу государственного чиновника в 1593 году, несколько раз реконструировался в связи с обновлением и Великой Отечественной войной, оставившей его в руинах. Этот сад и сад скромного администратора находятся в Сучжоу, примерно в пятидесяти милях к западу от Шанхая.

Еще один сад в Сучжоу – это Сад Мастера сетей или Сад рыбака. Это типичный сад, связанный с резиденцией чиновника во времена династии Цин. Ночью зажигаются фонари, а каждую ночь с весны до осени проходят музыкальные представления.

Сад династии Мин в Янчжоу, примерно в пятидесяти милях к северо-востоку от Нанкина, был перестроен в 1818 году с упором на рокарий. Камни обозначают четыре времени года, а сталагмиты были добавлены в бамбуковый лес, чтобы представить весну. Этот сад описывается как сочетающий в себе «величие северных садов с элегантностью южных садов». Прогулка по саду — это тур года, а бассейн с лотосами в летней части наполнен ароматом. Возможно, стоит съездить только ради того, чтобы испытать этот бассейн.

Наши туры по Китаю в эти города включают эти классические сады. China Highlights — хорошо зарекомендовавшее себя туристическое агентство, которое разместило десятки тысяч туристов со всего мира. Мы стремимся предоставить лучший сервис для путешественников. Индивидуальные туры также могут быть организованы с учетом ваших пожеланий.

Китайский сад – ритм природы, освежающий сердце

Китайский павильон и пионы

Ни одна культура в мире, восточная или западная, не создала более продолжительной традиции садового дизайна, чем китайская. Как и во многих других культурах, цивилизация Китая началась с появлением сельскохозяйственной деятельности. Ранние китайцы отдавали дань уважения земле в том, что было названо «религия аграрного плодородия».

Богиней-матерью была земля, Шунг Ти, бог растительности и человечества, который не превозносился как существенно отличный от всех других сотворенных вещей. Гармоничное сотрудничество между человеком и природой означало, что человек выступал в роли агента, посредством которого мог быть полностью реализован богатый потенциал природы.

Читайте также:
Цветы на подоконнике

Китайские павильоны

Первое упоминание сада в китайской литературе предполагает, что он состоял исключительно из полезных деревьев, посаженных вдоль стен вокруг дома. В книге упоминается сад с ивами, лиственными деревьями и шелковицей. Ши Цзин, сборник песен, собранный за четыре столетия до Рождества Христова. Это было, когда поэты описывали красивые павильоны, извилистые водные пути и прекрасные виды на горы.

В китайском саду требуется сильная вера в чувство единства с природой как с благодатной дикой природой, источником благоговения, магии и поддержки. То, что вибрирует сквозь и вокруг различных элементов его композиции, было предназначено для того, чтобывыявить ритм природы». Он целенаправленно сочетает множество различных элементов, чтобы создать удивительно интегрированную концепцию.

В Китае в саду сходятся все искусства. Это место, где предполагается, что посетитель смотрит на него образованным умом и глазом. Можно сказать, что китайский сад — это микрокосм макрокосма, маленькое законченное выражение необъятности природы. Для Запада понимание сложных традиций как китайских, так и японских садов оказалось трудным, поскольку многое из того, что является наиболее важным в обоих, может ускользнуть от формального анализа.

Важные мифы идеализируют первых пяти императоров Китая, от которых, согласно легенде, его народы узнали об огне, животноводстве, сельском хозяйстве, ирригации и борьбе с наводнениями. Благодаря такому божественному наставлению и знанию они смогли создать внушающий благоговейный трепет природный ландшафт, отражающий еще более великий безличный порядок вселенной. В этот человек, каким бы успешным и процветающим он ни был, он должен был вписаться.

Стены вокруг китайского сада были спроектированы так, чтобы блокировать окружающие модели человеческой деятельности, чтобы, по крайней мере, внутри человек мог вернуться к природе. Если вы проходили через круглый дверной проем, чтобы войти в сад, это было символом вселенной, и, по крайней мере, интеллектуально, вы входили в одни из небесных ворот по пути, который вас туда привел.

В 1260 году монгольский Хубилай-хан, пятый великий хан Монгольской империи (1260–1294 годы) и основатель династии Юань (1271–1368 годы) в Восточной Азии, создал «бассейн с небесной водой’ Необыкновенный сад венецианского путешественника и торговца Марко Поло описал очень подробно. Он особенно отметил интенсивность зеленого цвета. Китайский сад не предназначался для того, чтобы охватить природу, а скорее для того, чтобы проецировать образ природы, который соответствовал своему назначению, обеспечивая естественную обстановку, в которой будет происходить жизнь, частная или общественная.

Читайте также:
Коммерческие стальные двери, полые металлические двери, противопожарные двери, фурнитура

Растения не были необходимы для целостности китайского сада. Сначала появились камни и вода, затем архитектура, растения, деревья и цветы.

Для китайцев накопленные ими символические и ритуальные ассоциации были гораздо важнее внешности. Скромный лотос олицетворял трансформацию, выходя из темного дна пруда, чтобы проникнуть в поверхность воды, где он постепенно раскрывает свое лицо солнцу, от которого черпает силу и красоту.

Это похоже на христианскую идею, разделяемую большинством культур и религий, о том, что нужно пройти сквозь мрак греха, чтобы с триумфом выйти в прославленном свете.

Это земной сад, в конечном счете выражающий искупленную славу небес. Я уверен, что вы слышали цитату ‘В саду человек ближе к сердцу Бога, чем где-либо еще на земле».

Очень популярный черный бамбук, или Phyllostachys nigra.

Очень популярный черный бамбук, или Phyllostachys nigra.

Бамбук вызывает подобные ассоциации. Он гнется на ветру и не ломается, — намекает на благородного человека.

Орхидея, с другой стороны, представляет собой настоящего джентльмена, потому что ее аромат настолько тонкий, что он вторгается в чувства только тогда, когда вы уходите.

Персик обещает плодородие и бессмертие, а самый восхитительный из всех цветов пион отражает великое богатство и элегантность.

Из всех цветов хризантема признана многими самым древним культивируемым цветком в Китае и символизирует осень.

Китайцы подходят к растениям с религиозной, духовной и символической точки зрения, а не из-за интереса к ботаническим образцам.

Знаменитые три друга зимы, часто изображаемые на таких предметах искусства, как фарфор, — это сосна, слива и бамбук.

Они образуют трилогию, вызывающую у китайцев классические ассоциации.

Сосна олицетворяет долголетие, слива – богатство и процветание, а бамбук – честность и настойчивость. Они были настолько популярны, что на протяжении веков их также рисовали на фарфоровых вазах, таких как великолепная ваза Юй Ху Чунь, окрашенная в красный цвет под глазурью, времен династии Мин (1368-1644).

Растения в китайском саду должны были изучаться, а их повадки и характеры были известны… сливовые деревья ценились и выращивались за их цветы, а не за плоды. Удовольствие художника от жизни цветка сливы равнозначно удовольствию садовника от ритмов роста и смерти.

Читайте также:
Краткие факты о разделочных досках и безопасности пищевых продуктов на вашей кухне | Новости штата Северная Каролина

Значение, придаваемое отдельным растениям, симптоматично для тех резонансов, которыми наделены компоненты китайского сада. Сад — это не только место дляосвежить сердце‘ в общении с природой. Он также должен задействовать интеллект и выражать глубокий и серьезный взгляд на мир, а также на место человека в нем.

Римско-католические миссионеры-иезуиты, жившие и работавшие в Китае в шестнадцатом и семнадцатом веках, привезли на Запад много растений, имеющих исключительную культурную ценность. Когда вы читаете латинские названия растений, используя слово Китайский, вы читаете о растениях, происходящих из Китая.

Китайскому саду требовался художник, чтобы спроектировать и оценить его, поэт, чтобы увековечить его, и каллиграф, чтобы запечатлеть его самые привлекательные качества.

Нестандартность дизайна была залогом успеха. О нем судили по его способности постоянно бросать вызов и стимулировать образованный ум к открытию тонкости его отсылок.

Так же, как все другие формы искусства в китайской культуре были затронуты двумя ее основными местными философиями, конфуцианством или даосизмом, так и китайский сад. Это отражено в важности, придаваемой его расположению, определяемому древним искусством «Фэн Суй» (Воздух и Вода).

Основной принцип состоит в том, что в соответствии с топографией земли поток токов проходит через землю.

Они состоят из жизненных духов или космического дыхания, которое сильно влияет на жизнь людей и их потомков. Все это зависит от расположения домов, садов и могил, а также от их отношения к ландшафту, в котором они живут.

За пять столетий до Рождества Христова эти философии шли вместе, дополняя друг друга. Импульс конфуцианства сосредоточился на отношениях человека к человеку, в то время как даосизм стремился выяснить, как человек может лучше всего вписаться в огромную вселенную, в которой он живет.

Чаша со сценой даосских бессмертных, Китай XVII века, династия Цин (17–1644) Перегородчатая эмаль на меди; Высота 1911 5/3 дюйма (8 см); Диам. 13.7 22/1 дюйма (2 см); Диам. футов: 57.2 дюймов (16 см) Метрополитен-музей, Нью-Йорк, дар Эдварда Г. Кеннеди, 40.6 г.

Чаша со сценой даосских бессмертных, XVII век, Китай, династия Цин (17–1644), перегородчатая эмаль на меди; Высота 1911 5/3 дюйма (8 см); Диам. 13.7 22/1 дюйма (2 см); Диам. фута: 57.2 дюймов (16 см) любезно предоставлено Метрополитен-музеем, Нью-Йорк, дар Эдварда Г. Кеннеди, 40.6 г.

Читайте также:
Попробуйте эти советы вместо того, чтобы покупать дешевую фанеру

Именно романтические чтения даосских философов повлияли как на искусство садоводства, так и на пейзажную живопись в Китае.

Корневое значение Дао часто обсуждается. На ранней стадии это означало дорогу или путь, однако они приобрели более высокое значение, и предполагается, что Дао теперь означает «совокупность всех вещей— прошлое и будущее — то, что находится в постоянном и динамичном состоянии трансформации.

Китайцы пытались воссоздать поэтические чудеса природы и создать сад, который был бы внешним выражением внутренней силы человека. Это в высшей степени противоречиво, потому что, чтобы быть в единстве с приливами и отливами естественного порядка вещей, все находится в постоянном движении и противоречии.

Итак, чтобы идти вперед, вы должны отступить, чтобы получить, вы должны отпустить, а чтобы победить, вы должны проиграть. Это интроспективная философия, в которой «вера в человеческую интуицию и опора на нее».

Китайский сад Сидней 3

Этот предварительный подход к практическому садоводству также можно найти в рукописи одиннадцатого века. Куо Си (эт. 1060-75), когда он дал даосский совет по композиции, прикрепленной к пейзажу.

Слишком большое внимание к склонам и берегам делает работу грубой; слишком много внимания к покою и тишине банально’ слишком большой упор на человечность делает работу банальной; слишком большое внимание к домам и беседкам сбивает с толку; слишком большой упор на камни делает его костлявым; в то время как слишком большой акцент на почве делает ее мясистой».

Это выражение Инь и Ян, двух противоположных сил, лежащих в основе китайской философии, где грубый и мужской Ян уравновешивается мягким и женственным Инь.

Измерение другого мира, составляющее часть большинства китайских садов с позднего средневековья, стало частью мифологического исследования бессмертия.

Китайские Бессмертные были заколдованными богами китайского фольклора, которые делили свое время между дворцами на вершинах гор и островами, расположенными в так называемых Восточных морях. Они передвигались между своими убежищами на спинах аистов, и если приближались смертные, они растворялись в тумане.

Деталь китайского пейзажа

Их горные вершины были выражены в использовании скальных образований с водой и деревьями в качестве основного аккомпанемента, оба с их собственным глубоким философским смыслом.

Читайте также:
Руководства по установке жалюзи, жалюзи и рольставней |

Реки считались «жизненными артериями» земли, а использование воды в садах — выражением всеобщей жизни. Это была не только мощная сила, способная со временем разрушать и формировать природный ландшафт, но и тонкое напоминание об удивительной способности природы формировать даже самые прочные и твердые материалы. По своей природе вода была беспокойна или спокойна, то поднимаясь в воздух, то стремительно падая на скалы, радуя своей игривостью, завораживая своим величием… живая, ищущая.

В одном трактате дизайнеру советовали скрывать концы водных путей, чтобы казалось, что они исчезают в бесконечности, — идея, которую английский садовник восемнадцатого века Кэпэбилидж Браун часто использовал в своих великих живописных пейзажах. Драматическая топография китайского пейзажа с его величественными горами, туманными речными долинами, деревьями. озера и водопады вдохновляли китайских поэтов, художников-пейзажистов и садовников на протяжении бесчисленных столетий.

Королевские сады упоминаются в китайских поэмах XI века, когда «каждый император и правитель должен, по возвращении со своих официальных обязанностей и аудиенции, иметь сад, в котором можно прогуляться, осмотреться и найти покой в ​​своем сердце ».

Существует отчетливая связь между китайским садом для прогулок и садом для прогулок восемнадцатого века, заложенным в Стоурхеде в Уилтшире в Англии. Разработанный для банкира Генри Хора, еще до того, как работа над ним была завершена, он был описан английским литературным гигантом восемнадцатого века Горацием Уолполом как изысканное произведение пейзажной поэзии, живописное воплощение видения художника классического мира.

Однако, несмотря на то, что в его многочисленных видах и неожиданных виньетках есть элементы, восходящие к римской традиции, идеи, лежащие в их основе, могли прийти через Китай, поскольку мы знаем, что торговцы познакомили римлян с ношением шелка в первом веке, вполне разумно предположить, что были и другие влияния.

Китайский прогулочный сад также разворачивается вдоль извилистых тропинок, и, несмотря на однородную композицию, отдельные сцены противостоят посетителю, когда он прогуливается мимо элементов, представляющих горы и озера, создающих тайну и удивление.

Также часто клали сухие камни, изображающие высохшие русла рек. Китайцы также, как и древние греки, советовались сгений места‘. Им требовался специальный специалист для анализа садового участка до того, как был спроектирован сам сад.

Читайте также:
Relay voltage 220V for the house: wiring diagram, what is needed

Стволы деревьев

Деревья в природном ландшафте Китая вызывали восхищение своей формой, формой и цветом… именно цвет их зелени, пышность их листвы, форма их кроны, толщина и высота их стволов были самыми важными в любом процесс отбора и где они были размещены на севере или юге, или на вершине склона, или холма, или в долине… вы также могли быть частью его превращения из молодого деревца в зрелое дерево и из силы в возраст.

Для даосского садовника старая и корявая сосна была одним из самых желанных элементов, по крайней мере, с эстетической точки зрения. Сад должен был находиться на некотором расстоянии от дома и окружаться изогнутой стеной или быть рассеянным, как «большое облако».

Если бы была возвышенность, можно было бы разместить павильон с видом на «перспективу», чтобы зритель мог наблюдать за многими изменениями природы в течение четырех времен года и путей. Они указывали путь через живописные сцены сада, созданные на тысячу лет.

Пока императоры воссоздавали миниатюрные горы и острова, поэт разбивал уютный небольшой сад с розами и, несомненно, с хризантемами. Его сдержанность подчеркивалась всепроникающим терпением, которое мы едва можем понять, которое передавалось из поколения в поколение.

Китайский сад дружбы Дарлинг Харбор Сидней

Как и в западных садах, вода была первым и важным элементом. Более чем часто он был неподвижен и статичен, чтобы отражать архитектуру, скалы, деревья и другие важные элементы, которые его окружали, а не текущую воду. Скалы особенно почитались за их форму и очертания, особенно причудливого или фантастического строения.

Сиденья были расставлены так, чтобы посетители сада могли рассмотреть каждый камень и то, как он расположен. Деревья и кустарники часто были только вечнозелеными, но им намеренно придавали необычные формы и очертания для их эстетической привлекательности.

Цитируя Дао Юаня, китайского поэта пятого века. Я спас от глуши участок южной вересковой пустоши, и все еще деревенский, вернулся в поле и в сад… долго я жил, стесненный прутьями клетки; теперь я снова вернулся к природе и свободе’

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: