Что обжигается при температуре 1,000 градусов, на изготовление уходит 2 недели и ярко окрашено? Изразцы русской печи!
Муравленные изразцы производства КерамикаДекор, одной из российских компаний, производящих сувенирную плитку.
Вы, наверное, никогда о них не слышали, но русские поливные керамические изразцы занимают важное место в истории прикладного искусства страны. Популярный элемент домашнего декора в середине 17-го века, изразцы имеют уникальные цвета и традиционные русские мотивы, и переживают своего рода возрождение в современной России.
Со времен Древней Руси печь была центральным элементом жизни и культуры, имела сакральное значение как посредник между огнем и людьми. По сути, это был центр домашнего хозяйства. По сравнению с европейской традицией, где печь в первую очередь была обогревателем и использовалась для приготовления пищи, печь на Руси выполняла множество функций – печь, кровать (сверху), обогреватель для дома, баня и жилище. домовой, дух-покровитель дома в славянском фольклоре.
Важные бытовые приборы конечно нуждались в надлежащей отделке, а плитка (изразец на русском языке) был ключевым элементом декора русских печей, а также наружных стен церквей. Происхождение слова изразец восходит к русскому слову, образит, что означает «украшать».
Слева: Печь из Дворца царя Алексея Михайловича в Москве. Справа: печь из Дворца царя Владимира Александровича в Санкт-Петербурге. Оба отделаны керамической плиткой.
Этот вид искусства, скорее всего, попал в Россию в начале 16 века благодаря западным мастерам, а к середине 17 века получил широкое распространение в стране. Хотя русские ремесленники изначально придерживались европейских традиций, в конечном итоге они добавили отличительные русские черты, такие как яркие цвета, орнаменты и темы из славянской мифологии и повседневной жизни.
Современное возрождение
Хотя образцы этих ярко украшенных печей можно найти в известных исторических местах Москвы, таких как Кремль, Новодевичий монастырь и усадьба Коломенское, также можно найти изразец производится современными мастерами и небольшими фабриками, продолжающими многовековые традиции изготовления плитки.
На изготовление одного изразца уходит целых две недели.
«Процесс создания изразец во многом остается неизменным на протяжении столетий. Это вполне традиционно», — говорит Игорь Фролов, владелец компании «КерамикаДекор», одной из российских компаний, производящих сувенирную плитку, в том числе так называемую муравленный изразец, узнаваемый по его темно-зеленому цвету.
«Все начинается с заполнения формы. Гипсовая форма заполняется глиняной массой, в состав которой также входят обожженные черепки, чтобы она могла выдерживать скачки температуры», — рассказал Фролов.
Слева: Разнообразие узоров и рисунков будущих изразцов. Справа: модель из сырой глины перед обжигом.
Это одна из ключевых черт, отличающих русскую плитку от европейской. Из-за разницы погодных условий русская плитка, особенно предназначенная для внешней отделки дома, готовится при более высоких температурах, чтобы лучше переносить морозные зимы.
Как и многие другие виды русской плитки, муравленный изразец выделяется своими уникальными орнаментами и символами из славянской мифологии и истории. На таких изразцах можно увидеть все, от птицы Сирин, мифологического существа с головой и грудью красивой женщины и телом птицы, до изображений из русской истории. Фабрика Фролова использует только изображения настоящих изразцов, существовавших много веков назад или до сих пор существующих в русском декоре.
В отличие от обычной плитки, которая используется в современном домашнем хозяйстве и которую можно купить в любом магазине, изразец изготавливается вручную, на изготовление уходит две недели. Один день нужен для изготовления сырой глиняной модели, затем пять дней на сушку, один день на обжиг, а затем глазурование и покраска. Это без учета создания гипсовой модели!
Хотя эту плитку изготавливают многие мастера, ее отличает один фактор – глазурь. У каждого есть свой секрет сочетания разных глазурей, что придает плитке неповторимый цвет и глубину.
По словам Фролова, температура печи также влияет на цвет. «Если в одном углу печи температура выше, то цвет изразца будет неравномерным — в зависимости от перепада температур он станет светлее или темнее».
Во-первых, изразец помещают в печь, разогретую до 1,000 градусов по Цельсию. Затем его глазуруют и снова обжигают при более низкой температуре, что помогает придать характерный блеск.
«Материал, используемый для такой плитки, сильно различается, — сказал Фролов. «Века назад ремесленники использовали красную глину и обжигали ее при температуре 700-800 градусов по Цельсию. Сегодня эти изразцы осыпаются, и все, что можно было увидеть во внешнем убранстве церквей, скорее всего, восстановлено. Следующее поколение не увидит их в первозданном виде».
Как и столетия назад, печные украшения сегодня в основном доступны только богатым. Музеи могут заказывать реставрационные работы, но это бывает редко. Сувенирная плитка, например муравленный изразец более доступны по цене и могут стать хорошим вариантом для иностранца, надеющегося найти необычный сувенир из России. Не обязательно иметь дома русскую печь!
Хотите узнать больше о современных мастерах, которые переосмысливают традиционные русские ремесла? Вот история художницы, которая создает потрясающие копии традиционных тиар-кокошников – при желании их тоже можно купить.
При использовании какого-либо контента Russia Beyond, частично или полностью, всегда указывайте активную гиперссылку на исходный материал.