Нет никаких вопросов; дизайн существовал в Советском Союзе! Подтверждения этому вы можете найти в своих домах и на своих дачах. Это вещи, которые мы помним с детства и продолжаем использовать сегодня. Некоторые из них стали культовыми предметами, символами недавней советской эпохи.
В этом разделе мы представляем пилотные проекты и готовые проекты из всех сфер жизни: мода и декорирование интерьера, быт, игры, хобби и отдых, космические технологии, массовое промышленное производство и машиностроение.
Мы раскроем имена советских дизайнеров, конструировавших повседневную советскую жизнь, и расскажем истории об обычных вещах и уникальных дизайнерских проектах.
Пришло время по-новому взглянуть на произведения советского промышленного и графического дизайна, декоративно-прикладного искусства и моды. Мы должны рассматривать артефакты советского прошлого не просто как сентиментальные памятные вещи, а как продукт системного, функционального, эстетического и гуманитарного подхода к дизайну.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ДИЗАЙНА В СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ:
1950-е: Важнейшей задачей в послевоенном СССР была модернизация промышленного производства. Конструкторы должны были думать о быстрых и экономичных способах производства товаров народного потребления, учитывая при этом имеющиеся производственные мощности, а не потребности людей.
1960-е: Дизайн стал частью государственной политики. Создается сеть художественно-строительных бюро, объединенных ВНИИТЭ. Активно развиваются дизайнерские исследования.
Советское правительство вводит «Знак качества» — государственные стандарты качества на все товары. Потребительские товары становятся доступными для широкой публики.
1970-е: Советский Союз начинает экспортировать больше потребительских товаров; Мировую известность приобретают фотоаппараты «Зенит», часы «Слава», «Полет» и «Ракета», холодильники ЗиЛ и автомобили «Москвич». С другой стороны, многие новаторские конструкторские проекты не были реализованы, хотя производственные процессы были более стабильными.
1980-е годы: советские конструкторы переходят от создания простых объектов к разработке сложных систем (Методика разработки программ). В качестве примера можно привести уникальный проект брендинга летних Олимпийских игр 1980 года — систему комплексных градостроительных решений и визуальных коммуникаций, созданную советскими дизайнерами. В 1987 году в СССР создается первый Союз дизайнеров.
Советская система проектирования ухудшилась в 1990-х годах после распада Советского Союза.
ДИЗАЙН ИНТЕРЬЕРА БЫЛ МАССОВЫМ ЯВЛЕНИЕМ В СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ?
Автор – Николай Васильев
В годы после Великой Отечественной войны пределом мечтаний советского офисного или заводского рабочего была квартира в многоэтажном доме в центре какого-нибудь города. Мебели на свободном рынке в то время было крайне мало, проще было купить что-то в антикварном магазине или даже найти что-то на свалке. В казенных квартирах, даже в знаменитом московском «Доме на набережной», стояла казенная мебель, которая должна была оставаться там после отъезда жильца. Бытовой техники тоже не было в наличии, поэтому в престижном многоэтажном доме на площади Восстания в Санкт-Петербурге была встроена кухонная техника. Однако к концу 1950-х годов миллионы людей переехали в новые квартиры, которые были слишком малы для громоздкой старой мебели. Это явление увеличило спрос на новую мебель и бытовую технику, и потребитель стал разборчивее. Жесткий ар-деко старых радиоприемников уступил место элегантному модернизму, который не был таким минималистичным, как в архитектуре.
В то время как минимализм в коричневом стиле был тем, к чему наши дизайнеры пришли в 1970-х годах, на рубеже 1960-х они все еще находились в оживленном поиске «новой эстетики». Поиск проводил Институт технической эстетики (ВНИИТЭ) («новая эстетика» — эвфемизм, поскольку термин «дизайн» был «буржуазным» в советской лексикологии до конца 1970-х годов и не нашел применения применительно к Советскому Союзу). Крупная бытовая техника, например, холодильники, практически сразу заняла все место в малогабаритной кухне: вторая модель холодильников ЗиЛ была уже стандартной ширины 60 см. Обработка дверцы, ручек и эмблемы холодильника была задачей дизайнеров. Можно было подумать, что системный подход будет стимулировать развитие дизайна, но на самом деле он скорее тормозил. Востребованная практика шрифтового дизайна ограничивала творчество, пока в повестке дня доминировала технократическая модернистская максима. Цель состояла в том, чтобы разработать уникальную идеальную форму для функции; после того, как это произошло, дизайнер и архитектор не играли бы никакой роли.
Маленькие устройства, особенно карманные радиоприемники и электробритвы, давали дизайнерам больше свободы. Они не только спроектировали их прямоугольными, но и использовали более элегантные трапеции, очертания которых напоминали малые архитектурные формы хрущевского модернизма, такие как киоски и автобусные остановки с V-образной крышей. Эволюция предпочтительных форм началась в конце 1950-х годов с трапеций, а ко второй половине 1960-х годов перешла к формам со скругленными углами. Прямоугольные коробки с острыми краями в середине 1970-х завершили эволюцию предпочтительных форм.
Корпусная мебель также быстро теряла высоту по мере уменьшения высоты потолков, как и архитектурное пространство. Те же тенденции были видны и в моде; юбки и прически укорачивались одновременно, хотя и по своим причинам. На смену цельному натуральному дереву пришли древесно-стружечные плиты, резьба по дереву и металлические пластины уступили место гладким лакированным дверям, а простые геометрические очертания, напоминавшие абстрактные формы 1920-х годов, пришли на смену цветочным узорам. Конструкции стульев и кресел стали значительно легче, хотя дерево по-прежнему преобладало. В общественных интерьерах были использованы металл и пластик, при этом стал виден структурный каркас из металлических столбов. Сиденья приобрели форму обратного конуса или трапеции.
Растет тенденция к тому, чтобы внешние стены зданий были покрыты фресками (главное отличие от западного модернизма), а окна становились стеклянными стенами. Дворец пионеров, созданный архитекторами В. Егеревым, В. Кубасовым, Ф. Новиковым, И. Покровским и М. Хажакяном в 1959-63 гг. подход, с командой молодых архитекторов и художников, создающих гигантскую фреску на его стороне.
Характерно, что комплексных представлений архитектурных сред тех лет и публикаций целостных интерьеров мало. Создавать такие интерьеры было крайне сложно, и нужно было быть настоящим энтузиастом. Торговый журнал Архитектура СССР (Архитектура СССР) охватывала масштабные формы и изредка общественные пространства. Декоративное Искусство (Декоративное искусство), сосредоточенное на настенной росписи, а также на прикладном искусстве, и Техническая Эстетика (Техническая эстетика) рассматривала аспекты эргономики, а не стиля.
Одним из ключевых достижений стало сотрудничество архитекторов и дизайнеров при разработке встроенной мебели для малогабаритных квартир. Дизайнер Юрий Случевский разработал систему модульной корпусной мебели. Представленный на первой мебельной ярмарке в 1956 году, он явно выделялся на фоне других предметов советского производства. Случевский также разработал в конце этого десятилетия мебель для знаменитого Хрущевка многоквартирные дома, возникшие в Советском Союзе при Никите Хрущеве.
Чтобы «догнать Запад», в 1962 году был создан Всесоюзный конструкторско-технологический институт мебели (ВПКТИМ).
Есть всего пара фильмов, демонстрирующих интерьеры, такие как «Последний аферист» (Вадим Масс и Ян Эбнер, 1966) или «Любить человека» (Сергей Герасимов, 1972). Единая концепция предметного дизайна, мебели и интерьера прослеживается лишь ретроспективно, в основном как характеристика ведущего положения росписи и декоративно-прикладного искусства в СССР.
В журнальных публикациях модели мебели остаются в русле восточно- и североевропейских дизайнеров, которые задали образец для Польши, Чехословакии и некоторых других стран. Мебель и посуда, вывозимые из этих стран в Советский Союз, пользовались огромной популярностью.
Если скандинавский дизайн был ориентирован в первую очередь на массовость, высокую рентабельность и сильную школу общинной архитектуры, то советский дизайн интерьеров, помимо выставок, страдал отсутствием дизайнера жилой среды (если не считать таковыми дизайнеров отдельных частей застройки). в мебели, встроенной в малогабаритные квартиры и кухни).
На практике синтез искусства и дизайна в определенной степени проявлялся в насыщении общественных пространств произведениями монументально-декоративного искусства. Частные интерьеры были оставлены на усмотрение владельцев, которые обставляли их в зависимости от своих вкусов, бюджета и организационных способностей.
МЕБЕЛЬ
В Советском Союзе мебельный дизайн и крупносерийное производство стали развиваться только с конца 1950-х гг. Коммунистическая партия Советского Союза приказала «бороться» со всеми архитектурными излишествами, что привело к принятию стандартизированных методов проектирования и сборки. Довоенная мебель была слишком велика для маленького Хрущевка квартиры. Необходимо было создать новую легкую, компактную мебель более простого дизайна, чтобы соответствовать новым жилым помещениям.
В 1962 году эта проблема была решена с созданием Всесоюзного института дизайна мебели (ВПКТИМ). Это был централизованный государственный институт, который определял стандарты дизайна и производства мебели.
Для новых малоформатных квартир требовался специализированный метод оформления интерьера. Главным событием в мебельном дизайне того периода стало создание модульной мебели. Экспериментирование в этой области советского дизайна стало синонимом имени Юрия Случевского, одного из самых влиятельных советских дизайнеров мебели. Помимо предметов массового производства, также существовал индивидуальный дизайн и сборка мебели. Однако такая роскошь была доступна в основном представителям номенклатуры и советской элиты.
БЫТОВАЯ ТЕХНИКА
В 1950-е годы, чтобы угнаться за современными технологическими новинками, многие советские бытовые приборы были либо напрямую скопированы с западных образцов, либо созданы по западным образцам в качестве прототипов. Однако к концу 1960-х на первый план вышли самостоятельные советские разработки.
Бытовая техника 1960-х годов, как и небольшие интерьеры советских квартир, для которых они предназначались, имели уникальный характер. Это видно по их пропорциям, заводским логотипам, используемым материалам и даже их названиям, таким как ЗиС-Москва холодильник, Рига-60 стиральная машина, Chaika, Ракета и Сатурн пылесосы и др. Дизайн таких объектов прошел долгий путь от аэрокосмического стиля 1930-50-х годов до оригинального геометрического модернизма 1960-70-х годов с моделями, существенно отличающимися от европейских образцов.
Компания ЗиС-Москва холодильник стал символом вечного прибора. В 1970-е годы завод ЗиЛ разработал новые перспективные модели холодильников, поручив им как советским конструкторам из ВНИИТЭ, так и знаменитой американской дизайн-студии Рэймонда Лоуи. Однако, несмотря на то, что ряд лимитированных серий и прототипов получили различные награды, ни один из них не был запущен в серийное производство.
ПРОСТРАНСТВО
Запуск на орбиту первого искусственного спутника Земли (1957 г.), запуск в космос первого человека Юрия Гагарина (1961 г.) и другие советские достижения в области космонавтики оказали значительное влияние на стилевые решения в графическом и промышленном дизайне. В конце 1950-х – начале 1960-х годов в предметах быта стали обычным явлением плавные линии и блестящие металлические поверхности. Некоторыми примерами этой тенденции являются «космические» дизайны пылесосов «Ракета» («Ракета»), «Чайка» («Чайка») и «Сатурн».
Те же заводы, которые работали на военную и космическую промышленность, также производили товары народного потребления, используя военно-технические новшества. Как следствие, предметы, выпускаемые этими фабриками, были качественными и очень прочными. Например, первая фотография обратной стороны Луны была сделана в 1959 году фотоаппаратурой «Енисей», изготовленной на Красногорском механическом заводе. В разные годы заводчане получали по официальной почте множество писем от космонавтов с благодарностью за высокое качество фототехники, о том, что она ни разу не подвела даже в самых сложных условиях.
Другой пример — Петродворцовый часовой завод, выпускавший часы с уникальным механизмом «Ракета» для повседневного использования, а также специальные модели для летчиков, водолазов, участников полярных экспедиций и космонавтов.
ФОТОГРАФИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
После Второй мировой войны фотография стала национальным советским времяпрепровождением. Первые послевоенные заводы использовали трофейные производственные линии и конструкции, вывезенные из Германии. Однако после успеха советской фототехники на выставке «Экспо-58» в Брюсселе в массовое производство были запущены оригинальные советские разработки. Эти конструкции быстро завоевали внутренний рынок и стали одним из ключевых экспортных товаров Советского Союза. Ведущие советские заводы КМЗ и Ломо, как и их японские коллеги, сосредоточились на выпуске доступных моделей, ставших, в отличие от профессиональных камер, полем для конструкторских инноваций.
Любитель-166 («Любитель-166») был одновременно самой стильной двухобъективной камерой и самой массовой моделью. «Смена-8м», в свою очередь, приобщила к волшебству фотографии миллионы советских детей. Ломо-компакт стал первой камерой, положившей начало движению в фотографии — «ломографии». Начиная с 1960-х годов Красногорский завод выпускал модели в стиле модерн, узнаваемые во всем мире. Модель Zenith-E стала воплощением этого геометрического и функционального дизайна.
АВТОДИЗАЙН
Несмотря на успех автомобиля «Победа», разработанного В. Самойловым и А. Липгартом в 1940-х годах, советская автомобильная промышленность почти полностью базировалась на западных образцах. Не все марки и типы автомобилей (что в Советском Союзе означало не все заводы и конструкторские бюро соответственно) были известны инновациями. Самыми передовыми были проекты внедорожников, поскольку они были ориентированы на военную тематику, как знаменитая машина «Нива», а также автомобили среднего размера.
В отличие от дизайна автомобилей «Волга» и «Лада», которые развивались аналогично и параллельно некоторым западным маркам, автомобильные инженеры автомобилей «Москвич» ориентировались на национальные разработки. Начиная с 1960-х годов большинство советских автоконструкторов отошли от подражания западным тенденциям и стали работать с оригинальными конструкциями. Это был период творческой свободы и поиска новых идей для многих советских дизайнеров. Самым известным дизайнером был Юрий Долматовский. К сожалению, ни одна из его разработок, включая знаменитое такси ВНИИТЭ, не была запущена в производство. К 1980-м годам большинство автомобильных заводов вернулись к заимствованию западных разработок.
МОДА
Вслед за Международным фестивалем молодежи и студентов в 1957 году и показом Кристиана Диора в 1959 году в Советский Союз начали проникать международные модные тенденции. Основные разработки советского дизайна одежды создавались во Всесоюзном Доме Моды (ОДМО). Однако коллекции, созданные дизайнерами ОДМО, предназначались только для западных модных показов. В результате имена таких советских модельеров, как Вячеслав Зайцев, Лина Телегина, Татьяна Осмеркина, стали известны международной индустрии моды.
В то же время дизайн одежды для среднего советского потребителя отставал от европейских тенденций. Все наиболее интересные предметы одежды шились по индивидуальному заказу в небольших ателье или местными портными, имена которых большей частью остаются неизвестными. В условиях дефицита готовых текстильных изделий практически все советские женщины умели вязать и шили хотя бы на начальном уровне. Листовки с платьями и схемами вязания из советских и зарубежных журналов мод, а также из таких популярных изданий, как «Работница» и «Крестьянка», собирались в каждом советском доме. Уникальные дизайны, созданные руками наших мам и бабушек, до сих пор выглядят модно.
ПОРТАТИВНЫЕ УСТРОЙСТВА
Хотя зарубежные поездки были редкостью для советских граждан, популярность внутреннего туризма росла. Это привело к тому, что цены на билеты на самолет и поезд упали, туристические путеводители стали широко доступны, а профсоюзы распространяли льготные путевки для отдыха. Что еще более важно, этот приток туристов привел к спросу на различные портативные устройства. Одним из самых необычных образцов этих изделий стала гитара «Турист-1», выпущенная ограниченным тиражом, 1970-е годы. Эти гитары имели встроенные усилители и громкоговорители и были предназначены для использования на открытом воздухе, в походах или во время пикников.
Среди других интересных продуктов, предназначенных для советского досуга, — чрезвычайно компактный радиоприемник «Эра», микроформатные и полуформатные фотоаппараты «Нарцисс» и «Чайка», магнитные шахматы и, конечно же, складные пластиковые стаканчики. Переносной стеклянный водонагреватель также был важным инструментом в советском домашнем хозяйстве. Его использовали как в дороге, так и, например, в студенческих общежитиях.
Другие советские потребители интересовались устройствами, которые помогали бы им выглядеть презентабельно во время, например, командировок. Для удовлетворения этой потребности были разработаны такие простые, но оригинальные устройства, как механическая бритва «Спутник-3», небольшой переносной утюг и дорожная складная вешалка-щетка. Для любителей активного отдыха выпускались такие товары, как рюкзак «Ермак», лодочные моторы и байдарки.
Советы, как спрятать бойлер в ванной, и как спрятать газовый котел
Создание дизайна интерьера – важный процесс, включающий в себя трудоемкие процессы, при этом необходимо иметь знания, опыт, обеспечить современный подход.
Вопросы такие как спрятать бойлер на кухне, как правильно спрятать холодильник в шкаф, и многие другие важные моменты имеют немаловажное значение.
Эргономичный дизайн
Эргономичный дизайн подразумевает удобный, практичный, функциональный интерьер. При этом упор делается не только на внешний вид, но и на максимальное удобство. Следует знать, что данное удобство рассчитано на определенных людей, проживающих в конкретной квартире или доме. При выборе Эргономичный дизайн , обязательно учитываются их предпочтения.
Фото @nsdgroup.com.ua_: Советы, как спрятать бойлер в ванной, и как спрятать газовый котел
Как спрятать бойлер в ванной
Чтобы не зависеть от постоянных отключений горячей воды, есть вариант установить водонагреватель. Чаще всего это оборудование размещают в ванной или туалете. Купив такое устройство, начинают задумываться о как спрятать бойлер в ванной . Нередко для маскировки используются каркасные системы, мебель, различные дизайнерские приемы, архитектурные элементы. Все те же приемы могут быть успешно применены в случае возникновения дилеммы как спрятать бойлер в туалете .
Для тех, кто не знает как спрятать бойлер в ванной , лучшие дизайнеры предлагают разные возможности. Среди самых простых и удобных в реализации вариантов – такие камуфляжи, как жалюзи над ванной, антресоль над дверью с дверцами или ставнями, тумба под умывальник.
К вопросу о как спрятать бойлер над унитазом , можно ответить, что для этого нужно проектировать все с самого начала. Можно пойти несколькими путями: заказать тумбу для устройства, зашить ее гипсокартоном, самостоятельно собрать тумбу из подручных материалов, подумать над сооружением ниши. Последний вариант актуален, если площадь комнаты это позволяет, так как требуется дополнительное пространство.
В любом случае, если вы заинтересованы в эргономичный дизайн, как спрятать котел является делом первостепенной важности. Важно ответственно подойти к выбору подходящего места, последующему обустройству. В результате создание дизайна интерьера будет правильно – изделие не будет видно, в то же время к нему будет обеспечен свободный доступ, и в целом будет соблюдена гармония интерьера.
Фото @nsdgroup.com.ua_: Установка скрытого бойлера в ванной комнате.
Как спрятать холодильник в шкафу
Тем, кто тщательно продумывает дизайн своей кухни, наверняка знакома проблема, когда холодильник никак не вписывается в интерьер. Причин может быть много – сильно выделяться на фоне основного дизайна или не вписываться в ряд аккуратных шкафов своей громоздкостью. При этом все возникающие проблемы может решить встроенный в шкаф холодильник. Среди преимуществ такого выбора можно отметить бесшумность, незаметность и экономичность, достигаемую за счет теплоизоляции стенок шкафа.
До тебя спрятать холодильник в шкафу , нужно все тщательно обдумать, детально просчитать место, его расположение в пространстве. О коробке рекомендуется позаботиться заранее, еще в процессе проектирования кухонного гарнитура. Благодаря этому не нужно будет потом искать материалы, хорошо вписывающиеся в общий стиль.
Решив до конца как спрятать холодильник , можно добиться единой интерьерной композиции. Сегодня существует множество вариантов реализации этой идеи.
Если ты не знаешь как спрятать холодильник , вы всегда можете обратиться за помощью к настоящим профессионалам своего дела.
Фото @nsdgroup.com.ua_: Как спрятать холодильник
Как спрятать стиральную машину в ванной
Если нет подходящего помещения для размещения стиральной машины, то отличным вариантом станет ванная комната. Как показывает практика, не все любят оставлять процесс стирки на виду. Профессиональные дизайнеры знают как спрятать стиральную машину в ванной . Для этих целей есть множество вариантов – за декоративными панелями, зеркалами, шторами, дверьми.
Часто раковину устанавливают над стиральной машиной. С одной стороны, это очень удобно, с другой — достаточно простое, быстро реализуемое решение. Это экономичный, практичный вариант, если ванная комната маленькая. Столешницы, закрывающие стиральную машину, могут быть разного размера, дизайна, цвета.
Независимо от того, какое решение в итоге будет принято, при планировании дизайна желательно сочетать эстетику и удобство. Особенно сложно это сделать в ванной, потому что там много приспособлений, техники, разных не всегда эстетичных предметов. Именно в этот момент возникает вопрос о как спрятать стиральную машину в ванной . Дизайнеры компании НСДгрупп имеют большой опыт работы в этой сфере, поэтому будут рады помочь вам красиво, эстетично, функционально и практично организовать пространство ванной комнаты.
Фото @nsdgroup.com.ua_: Как спрятать стиральную машину в ванной
Как спрятать газовый котел на кухне
Газовый котел на кухне – полезный элемент, позволяющий существенно экономить энергоресурсы. Однако когда возникает идея сделать ремонт, возникает много вопросов по обустройству кухонного пространства. В то же время многие начинают задумываться о как спрятать газовый котел на кухне . Маскировка оборудования чаще всего необходима по той причине, что динамик не всегда удачно вписывается в интерьер.
Особенно трудно решить как спрятать напольный газовый котел на кухне . Как правило, проблема решается за счет вмешательства квалифицированного персонала. Есть разные способы, все зависит от типа оборудования, пожеланий заказчиков.
Важно помнить, что при маскировке газового оборудования стоит не только подобрать подходящий вариант с учетом конструктивного решения, но и учесть существующие стандарты. Безопасность при использовании газового оборудования достигается соблюдением правил эксплуатации. Но не думайте, что с эстетической точки зрения ничего нельзя сделать. На самом деле различают разные способы, остается только решить для себя, какой из них вам больше нравится. Сотрудники компании с удовольствием посоветуют, что и когда выбрать.
Независимо от того, не знаете ли вы как спрятать бойлер в ванной или как спрятать газовый котел , обратившись в специализированную компанию НСДгрупп, вы получите результат, о котором мечтаете. Лучшее только для вас.
АВТОР: Алексей Дмитриевич
Больше 15 лет занимаюсь дизайном, техническим надзором. Прекрасно знаю все тонкости ремонта, ГОСТы и другие правила.
Образование высшее:
2000-2005г.
Киевский национальный университет строительства и архитектуры