Мастер-изготовитель повозок для волов держит свое древнее ремесло в моторизованном мире.
Каждая деревянная тележка, изготовленная в мастерской У Тан Вин, представляет собой месячную головоломку из 140 деталей. Но на смену его долговечным творениям приходят китайские тракторы.
Книга писателя и научного сотрудника National Geographic Пола Салопека «Прогулка из рая» представляет собой рассказывающую одиссею по всему миру по следам наших предков. Это его последняя депеша из Мьянмы.
ДЕРЕВНЯ ШВЕ ПАН КОНЕ, МЬЯНМА Рассмотрим колесо: одно из определяющих изобретений человечества.
Самые большие колеса, применяемые сегодня для транспортировки, скорее всего, представляют собой пневматические шины, прикрепленные к гигантским горнодобывающим машинам. Такие шины могут быть высотой 13 футов. Замена квартиры на этих автомобилях стоит более 62,000 0.000039 долларов. С другой стороны, самые маленькие колеса, изобретенные наукой, более спорны. Но инженеры сконструировали вращающиеся колеса для «наноавтомобилей», которые помещаются внутри одной молекулы. Модель-победитель недавней международной гонки наноавтомобилей проехала один микрон, что примерно равно длине бактерии, или около 29 дюйма, за XNUMX часов.
У Тан Вин, 63 года, делает колеса диаметром 55 дюймов.
Деревянные колеса Win прикреплены к традиционным воловьим телегам. Они содержат 14 гладких тиковых спиц, втулки из твердого палисандра и ободья из железа ручной ковки. Он один из последних мастеров-тележников, нанятых в своей деревне Шве Пан Коне, рисоводческом поселке недалеко от берегов реки Иравади на севере Мьянмы. Каждая из его тележек состоит из 140 отдельных частей: лобзика из тщательно отобранных пиломатериалов, кожаных ремней и нескольких железных скоб.
«С тех пор, как здесь были фермеры, здесь были и телеги. Так было до сегодняшнего дня», — говорит Вин, дружелюбный, скромный мужчина с мускулами профессионального борца. «У нас нет чертежей. Мы собираем тележки по памяти».
Уин знает, что память тускнеет.
Недорогие китайские тракторы заменяют повозки, запряженные животными, не только в Мьянме, но и по всей Юго-Восточной Азии. 29-летний сын Вин, Чжо Мио Хлаинг, готовится унаследовать семейный бизнес. Но что бы ни производил Хлаинг, скоро это будут не бычьи повозки. Это будут симулякры: артефакты, переосмысленные для свадеб, парадов или музеев, вызывающие ностальгию по полностью моторизованному миру.
Я иду по континентам. Двигаясь примерно со скоростью воловьей повозки, я пешком собираю истории по своему маршруту.
От этого чувства массовой афазии никуда не деться. Исчезновение целых систем человеческого знания. Образ жизни, основанный на старинном приспособлении окружающей среды к человеческой руке. Огромный, невидимый и окончательный поворот колеса.
Двадцать семь дюймов в поперечнике, Грубо вытесанный диск из цельного дерева, состоящий из ясеня и дуба с отверстиями в центре, является старейшим из известных колес в мире. Он был обнаружен в 2002 году на бывшей болотистой местности в Словении, центральноевропейской стране. Небольшой размер предполагает, что он принадлежал тележке. Деревянная ось вращалась вместе с колесом, из-за чего телегу было неудобно поворачивать. Между 5,100 и 5,300 годами его изготовление в медном веке более или менее совпадает с изобретением письма — началом письменной истории, которая, как нам часто напоминают, движется по кругу, как само колесо.
Есть свидетельства того, что в прошлом колесо требовалось заново изобретать хотя бы один раз.
Между первым и пятым веками нашей эры колесные транспортные средства таинственным образом исчезли со значительной части Ближнего Востока. На протяжении почти 500 лет по территории, которую мы сегодня называем Аравией, не проезжали ни торговые повозки, ни боевые колесницы. Некоторые историки винят этот период забвения в рушащихся империях и их дорогах. Но более вероятным объяснением является превосходство верблюда. Способные передвигаться по песчаным ландшафтам, нести полезную нагрузку до 500 фунтов и питаться скудной растительностью, животные превосходили колесные транспортные средства — вплоть до современной эпохи.
К тому времени, как я прошел по региону в 2013 году, колесо уже давно восстановило свою гегемонию. Пока я брел по пустынным автомагистралям, любопытные автомобилисты в Саудовской Аравии отказывались выходить из машин, чтобы поболтать ни на минуту. Они проехали рядом с моим локтем сотни ярдов, допрашивая меня через опущенные окна.
Мастерская У Тан Вин на севере Мьянмы носит имя Ya Da Na Hlaing: «Цветущее сокровище».
Как сделать колесо телеги
Было время, говорит 39-летний Грег Роуленд, когда для изготовления повозки или повозки требовался колесный мастер, слесарь по повозкам, кузовной мастер, отделщик карет, кузнец и маляр. «Сегодня, — говорит 72-летний отец Грега, Майк, — нам приходится делать почти все, черт возьми».
Не то чтобы Роуленды жалуются: это семейное ремесло, и они практикуют его с 1610 года. Вокруг много людей, работающих неполный рабочий день, но сегодня обладатели королевских ордер Майк Роуленд и сын Колитона в Девоне — одни из немногих. горстка специализированных колесных и кузовостроительных фирм уехала из Великобритании.
Это требовательное ремесло. Вы должны знать свою древесину; понимать стрессы и напряжения; и работать с необычайной точностью, потому что, в отличие от обычного столяра, колесный мастер не использует клей. Для начала вы берете бревно трех- или пятилетнего выдержанного вяза для втулки. Вяз становится все труднее найти, он устойчив к разрывам; по мере роста зерна скручиваются и перемешиваются. Но он должен быть идеально сухим: одна капля влаги, — говорит Грег, — и ступица сожмется, «и тогда ты набит».
Вы измеряете его (императорская рулетка Грега родом из Канады — колесный мастер не может обойтись без метрической чепухи) и обрезаете его по длине, затем обводите окружность с помощью разделителей и обрезаете его до нужной формы на ленточной пиле. Затем идет токарный станок, где ступицу обтачивают полуторадюймовым долотом и токарными долотами.
Теперь вы размечаете, просверливаете и выдалбливаете пазы втулки, в которые будут входить спицы. Это деликатно, потому что спицы хорошо сделанного колеса — 12 спереди и 14 сзади — «вогнутые», то есть они не выходят перпендикулярно ступице, а наклонены наружу от центра. Поэтому пазы втулки и шипы спиц должны быть срезаны под небольшим углом.
Затем вы делаете спицы из выдержанного ясеня (дуб стал слишком дорогим). Шипы нарезаются, и основная форма спицы получается на копировальном станке. Тем не менее, Роуленды до сих пор используют лошадь со спицами — деревянный верстак, на котором сидит колесный мастер, зажимая спицу на месте с помощью ножной педали — чтобы закончить каждую спицу бритвой для спиц.
Затем спицы вбиваются в ступицу туго, но не настолько, чтобы расколоть ее, и точно под правильным углом и соосно. Это тоже непросто, так как с каждым ударом спица крепче вклинивается во втулку. Теперь вы можете вырезать выступы и круглый или овальный хвостовик на внешнем конце каждой спицы, чтобы он подходил к отверстию, которое вы просверлите в соответствующем фелли (фасонные деревянные блоки, из которых состоит обод колеса).
Ясеневые фели (или фалы – это региональная вещь) соответствуют одному из многих шаблонов фели, разработанных колесным мастером. Фелли вдвое меньше, чем спиц. Скос помогает вам получить угол для концов фелли, и вы устанавливаете деревянные установочные штифты, чтобы удерживать сборку на месте. Затем вы аккуратно надеваете каждую фелли на спицы с помощью собачки для спиц.
Наконец, вы измеряете колесо с помощью дорожки, добавляете немного (секрет колесного мастера), отрезаете железную шину по длине и сгибаете ее, чтобы она поместилась в ролике. Затем вы свариваете концы вместе и нагреваете на сильном огне. Когда он раскалится добела, его бросают через колесо, забивают и устанавливают на место с помощью шин, трамбовок и кувалд. Затем, как только оно опущено и выровнено, его охлаждают водой – и просечно-вытяжной лист сжимается, стягивая колесо под огромным и постоянным давлением.
Роуленды производят от 100 до 120 колес в год и ремонтируют больше для королевской семьи, военных, частных коллекционеров, владельцев старинных автомобилей и даже отрядов разведчиков. Но это не для всех: «Некоторые лучшие плотники просто не могут справиться с кривыми», — говорит Грег. «Хороший глаз — это главное. Вы должны быть в состоянии сказать: «Это выглядит правильно». Но вы никогда не прекращаете учиться. Я делаю колеса уже 20 лет, и пройдет еще 20, прежде чем я стану действительно хорош. Тем не менее, я не ожидал, что колесо, сделанное здесь, вернется к жизни через 20 или 30 лет».
Толкание и тяга — ручные тележки
Существуют ли опасности, связанные с использованием ручных тележек?
Использование ручных тележек для перевозки грузов вместо их переноски экономит массу усилий рабочих. Это снижает риск травм от перенапряжения на работах, связанных с ручной погрузкой-разгрузкой материалов.
Однако толкание, тяга и маневрирование ручными тележками по-прежнему связаны с некоторыми распространенными опасностями (перенапряжение). Наиболее распространенными травмами, возникающими в результате работы с ручной тележкой, являются:
- пальцы и руки зажаты между тележкой и другими предметами, на ней или между ними,
- пальцы ног, ступни и голени ударяются или раздавливаются тележкой,
- поскальзывается, спотыкается и падает,
- Растяжение преимущественно мышц и суставов нижней части спины, плеч и рук.
Также см. Ответы по охране труда о выталкивании и вытягивании — общие сведения для получения дополнительной информации.
Какие характеристики влияют на то, какой вес можно безопасно перевозить на ручной тележке?
В целом, необходимо учитывать совокупный вес тележки и груза. Однако трудно определить, какой вес можно перевезти с помощью ручной тележки. Многие факторы влияют на то, какая сила необходима для перемещения данного веса. Основными факторами являются:
1. Характеристики рабочего места:
а. Ширина прохода – проходы должны быть достаточно широкими, чтобы тело оператора всегда могло безопасно стоять позади тележки и прилагать усилие, необходимое для ее перемещения. Вес груза может потребоваться уменьшить в узких проходах или углах.
б. Пандусы – требуется больше усилий для перемещения того же веса вверх по пандусам, а также для замедления полностью загруженной тележки при движении вниз по пандусам.
в. Характеристики пола – поврежденные, неровные или протравленные полы создают опасность, поскольку в них могут зацепиться колеса или ролики. Пыльные, грязные, масляные или влажные полы снижают способность оператора поддерживать сцепление с дорогой. Без трения рабочему потребуется приложить чрезмерную силу для перемещения груза, и он может поскользнуться и споткнуться.
2. Характеристики тележки:
а. размер колес/роликов и количество колес или роликов
б. ориентация/высота ручки, диаметр ручки
в. общий размер тележки
д. вес тележки
е. устойчивость тележки
3. Задача:
а. Сила, необходимая для начального движения. Рекомендации включают силу толкания или тяги не более 320 Н для мужчин и 220 Н для женщин (Н = ньютоны, где 10 ньютонов составляют примерно 1 кг).
б. Сила, необходимая для поддержания движения. Рекомендации включают силу толкания или тяги не более 230 Н для мужчин и 130 Н для женщин (Н = ньютоны, где 10 ньютонов составляют примерно 1 кг).
в. Расстояние и продолжительность перемещения груза (например, как далеко и как долго).
д. Направление и характер движения.
4. Знания и обучение операторов: обучение тому, как безопасно передвигать тележку, может снизить некоторые нагрузки на тело.
5. Человеческий фактор:
а. Высота
б. Масса
в. Возраст
д. Прочность
е. Пол
ф. Поза
грамм. Физиологические возможности
Какой вес можно безопасно перевозить на разных типах ручных тележек?
Хороший дизайн рабочего места и выбор подходящей ручной тележки могут снизить риск получения травм. На что обратить внимание при выборе тележки:
- предполагаемая нагрузка (вес, размер, форма),
- частота использования,
- преодолевать расстояния,
- характеристики рабочей зоны (ширина прохода, тип пола) и
- типа колес или роликов.
В настоящее время существует несколько числовых стандартов допустимых нагрузок или усилий, необходимых при работе с ручными тележками. Рекомендации, представленные в таблице 1, взяты из руководств, разработанных Ergonomics Group of Eastman Kodak Co., которые обобщили данные различных исследований.
Общие рекомендации по выбору таковы:
- нагрузка на трех- и четырехколесные тележки не должна превышать 200 кг (примерно 450 фунтов),
- нагрузка на ручные тележки для поддонов может составлять примерно до 700 кг (1500 фунтов),
- ручные тележки не должны использоваться более 200 раз в рабочий день,
- груз не должен перевозиться более чем на 30-35 метров (около 100 футов) за одну «отправку».
Там, где необходимо перемещать более тяжелые грузы на большие расстояния, следует рассмотреть возможность использования самосвалов или конвейерной системы с механическим приводом. Также обратите внимание, что толкание и тяга в неидеальных условиях снижает безопасный предел толкания и тяги.
Таблица 1 Рекомендуемые ограничения при выборе ручных и механических тележек и тележек |
||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Тип грузовика или тележки | Максимальная нагрузка | Максимальное расстояние транспортировки | Максимальные единицы частоты (за 8 часов – смену) |
Минимальная ширина прохода | Тип трансфера в/из грузовика+ | |||
kg | lb | m | ft | m | ft | |||
2-колесная ручная тележка | 114 | 250 | 16 | 50 | 200 | 1.0 | 3 | Карта |
3-колесная ручная тележка | 227 | 500 | 16 | 50 | 200 | 1.0 | 3 | Карта |
4-колесная ручная тележка | 227 | 500 | 33 | 100 | 200 | 1.3 | 4 | Карта |
Ручная тележка для поддонов | 682 | 1500 | 33 | 100 | 200 | 1.3 | 4 | Я, УЛ |
Электрическая тележка для поддонов | 2273 | 5000 | 82 | 250 | 400 | 1.3 | 4 | Я, УЛ |
Электрический погрузчик с ручным домкратом | 2273 | 5000 | 33 | 100 | 400 | 1.3 | 4 | Я, УЛ |
Мощный низкорамный погрузчик | 2273 | 5000 | 328 | 1000 | 400 | 2.0 | 6 | Я, П, УЛ |
Электрический штабелер | 682 | 1500 | 82 | 250 | 400 | 1.3 | 4++ | Я, УЛ |
Вилочный погрузчик с электроприводом | 2273 | 5000 | 164 | 500 | 400 | 2.0 | 6++ | Я, УЛ |
+ Ма = Вручную; Я = Механический; Р = Детали; UL = единичная нагрузка
++ Эти грузовики имеют возможность многоуровневого хранения. Для его использования высота потолка должна быть более 4 м (12 футов).
Адаптировано из: Эргономичный дизайн для людей на работе: Vol. 2, производства компании Eastman Kodak. Ван Ностранд Рейнхольд, 1986 г., и «Эргономичный дизайн Kodak для работающих людей», 2-е издание, автор Somadeepti, et al. 2004.
Как снизить риск использования ручных тележек на рабочем месте?
Исключите толкание и тягу грузов, где это возможно. Например, рассмотрите возможность установки конвейерных систем даже на короткие расстояния.
Изменение пределов силы для толкания, вытягивания или маневрирования в любой конкретной рабочей ситуации имеет важное значение не только для безопасности оператора, но и для других рабочих в рабочей зоне.
Чтобы свести к минимуму риски, связанные с использованием ручных тележек, можно предпринять простые действия:
1. Характеристики рабочего места:
а. Условия прохода:
я. Очистите проходы от беспорядка.
II. Проходы должны быть достаточно широкими, чтобы рабочий мог стоять позади тележки и толкать ее.
III. Углы должны соответствовать радиусу поворота движущейся тележки без остановок и стартов.
я. Используйте лебедки для больших пандусов.
II. Используйте силовые ассистенты (толкающее устройство с батарейным питанием).
III. Если имеется несколько пандусов, включите ручной или ножной тормоз на тележке, чтобы помочь оператору контролировать тяжелые грузы.
IV. Если имеется несколько пандусов, рассмотрите возможность использования тележек с электроприводом.
в. Состояние пола:
я. Держите полы в хорошем состоянии.
II. Убедитесь, что полы чистые, на них нет мусора, грязи, пыли, различных жидкостей или разливов.
III. Если полы очень неровные, подумайте о том, чтобы закрепить полы или использовать электрические тележки.
2. Характеристики тележки:
а. Колеса/ролики:
я. Используйте колесо большего диаметра. Увеличение диаметра колес обычно снижает требования к усилию.
II. Более твердый ролик / шина обычно снижает требования к усилию.
III. Более широкий протектор обычно увеличивает требования к усилию.
Внимание: Пневматические колеса не следует использовать для тяжелых грузов, поскольку они могут сжиматься и существенно увеличивать требования к усилию.
б. Ручки
я. Используйте поворотные ролики на том же конце тележки, что и ручка (Рисунок 1).
II. Ручки на тележках с поддонами должны быть достаточно длинными, чтобы предотвратить удары ног рабочего о корпус тележки с поддонами (Рисунок 2).
III. Неподвижные горизонтальные ручки должны находиться на высоте от 91 см до 112 см над полом (рис. 3).
IV. Вертикальные ручки позволяют рабочему расположить руки в удобном для своего роста положении (обычно используются для высоких или узких тележек) (рис. 4).
v. Для ручек, прикрепленных к поверхности тележки, расстояние между ручками не должно превышать 46 см. Более широкие промежутки увеличивают нагрузку на более мелкие мышцы плеча.
ви. Ручки должны быть достаточно толстыми, чтобы их можно было легко захватить – от 2.5 до 3.8 см.
vii. Фиксированные ручки, установленные в горизонтальном направлении, должны иметь длину не менее 20 см.
я. Большие тележки (длиной более 1.3 м и/или шириной более 1 м) трудно маневрировать, и их не следует использовать на рабочих местах с узкими проходами.
3. Задача:
а. Факторы риска включают в себя высокий темп работы, большие нагрузки, высокое напряжение, повторение движений, большие усилия, большие расстояния, плохое напольное покрытие, плохую траекторию движения тележки и плохую опору (сцепление обуви с полом). Спланируйте рабочий процесс и темп работы таким образом, чтобы свести к минимуму эти факторы.
4. Обучение/опыт оператора:
а. Операторы должны быть обучены правильному положению тела в соответствии с типом тележки и обрабатываемого груза.
б. Операторы должны пройти обучение тому, как маневрировать с тяжелыми грузами.
в. Операторы должны ходить с соответствующей скоростью тележки — рекомендуемая скорость должна соответствовать типичному темпу ходьбы (3–4 км/ч).
д. Операторы должны по возможности толкать, а не тянуть тележки. Задачи должны быть разработаны таким образом, чтобы оператор мог толкать груз.
5. Человеческий фактор:
а. Спланируйте рабочий темп и рабочий процесс так, чтобы они подходили как можно большему количеству людей. Предоставьте операторам некоторый контроль над выполняемой ими работой.
б. Выберите оборудование, которое подойдет или будет приспособлено для максимально возможного количества людей.
в. Используйте подходящую обувь для пола. Подошвы, которые скользят, увеличивают усилие, необходимое для перемещения тележки.
Добавьте значок на свой веб-сайт или в интранет, чтобы ваши сотрудники могли быстро найти ответы на свои вопросы по охране труда и технике безопасности.
Что Нового
Ознакомьтесь с нашим списком «Что нового», чтобы увидеть, что было добавлено или изменено.
Нужна помощь?
Бесплатный звонок 1-800-668-4284
(в Канаде и США)
Расскажите, что вы думаете
Как мы можем сделать наши услуги более полезными для вас? Свяжитесь с нами, чтобы сообщить нам.
Юридическое предупреждение
Несмотря на то, что предпринимаются все усилия для обеспечения точности, актуальности и полноты информации, CCOHS не гарантирует, не гарантирует, не заявляет и не берет на себя обязательство в отношении того, что предоставленная информация является правильной, точной или актуальной. CCOHS не несет ответственности за любые убытки, претензии или требования, возникающие прямо или косвенно в результате любого использования или доверия к информации.